Православный клуб единоборств
«Сила Духа»
Святого Александра Невского
прослушать гимн клуба
8 (499) 517 93 45 Крылатское Крылатские Холмы, дом 12 Мы позвоним Вам
1 слайд Батюшка Батюшка и дети Бьет по подушке

Невский Александр Ярославович

Невский Александр Ярославович

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переславле. Отец Александра Ярославича, великий князь Ярослав Всеволодович, по отзывам его современников, был кроткий, милостивый, благочестивый, всеми любимый князь. Мать благоверного Александра, княгиня Феодосия, своим благочестием и подвижничеством еще при жизни своей приобрела и от современников имя святой.

По тогдашнему обычаю его рано начали учить, и так как при воспитании больше всего заботились тогда о развитии в душе ребенка страха Божия и благочестия, то и учили благоверного князя прежде всего священным книгам — Евангелию, Псалтыри, любимой в святой Руси священной книге, в мудрых словах которой благочестивые князья нашей великой страны искали и находили себе утешение в самые тяжелые минуты своей жизни, когда ни от кого, кроме Господа, нельзя было ожидать ни помощи, ни утешения.

Самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской!

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет (!), долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении «Филипп», видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

Было 15 июля, день памяти святого равноапостольного князя Владимира. «Туман, с восходом солнца, понемногу рассеялся, и наступил день яркий и знойный. Враги ничего не подозревали… Их шнеки лениво покачивались на волнах, привязанные бичами к берегу. По всему побережью ярко белели многочисленные шатры, и среди них высоко подымался златоверхий шатер самого Биргера. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в средину врагов юный князь и… увидал своего страшного врага. С неукротимой отвагой бросившись на Биргера, он нанес ему тяжкий удар по лицу, — «возложил ему печать на лицо», по выражению летописи. Русская дружина прошла, избивая смятенных неприятелей, через весь стан.

Вражеское полчище бросилось к берегу и спешило укрыться на корабли. Однако лучшая часть ополчения успела оправиться от внезапного удара, в разных концах обширного лагеря закипел упорный бой, продолжавшийся до ночи. Но дело врагов было уже проиграно безвозвратно.

Ангел Божий незримо помогал православному воинству, за храбрость Александра, за его сильнейшую веру, за силу духовную. Он бился с молитвой, защищая свой народ, людей, которые верили в него и верят до сих пор. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским. При возвращении в Новгород под ликование народа князь-полководец первым делом поспешил в храм — благодарить Господа за чудесную победу.

Великая битва подарила князю Александру вековую славу, отныне он назовется в народе — Невским. И кто бы мог подумать, что буквально через несколько месяцев Невский победитель уйдет из Новгорода, оскорбленный «вольнолюбивыми» боярами, учинившими мятеж… Но Господь вскоре в очередной раз явил истинную цену этих «вольностей». Нападение меченосцев на новгородские земли показало, что без крепкой княжеской власти не обойтись. Православный князь не держал обиды или злобы на бояр. Душевно, от чистого сердца простив их, он вернулся защищать свою родину и свой народ, оставаясь верным и людям, ищущим в нем надежду, и Богу. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Святой Александр, собравшись с силами, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Святую миссию по защите Руси возложил на Александра Господь, вся жизнь и все силы были отданы на служение русскому народу и Православной церкви!

Святая слава дошла и до Батыя. Можно полагать, что все ждали от непобедимого богатыря открытого вызова Орде. Возможно, опасался и хан. И теперь только от Александра, от его решения зависело, — идти ли путем отца, князя Ярослава, чтобы смирением перед Ордой отвращая кровопролития, сыскать хотя бы некоторый отдых и покой Русской земле, или рискнуть, собрать, воспользовавшись своей славой, любовью и доверием народа, русские силы под свои знамена и — ударить…

Александр поехал в Орду. Один Бог знает, сколько перед этим он молился, сколько пережил и передумал. Но принял решение. Сил для открытого противостояния не хватало. Он смирился, и поехал к Батыю, готовый и на унижение, и на мученическую смерть. Для средневекового рыцаря это было бы концом славы. Но Святой Александр не был рыцарем. Он был православным князем. И в этом унижении себя, склонении перед силой жизни — Божией волею — был больший подвиг, чем славная смерть. Народ особым чутьем, быть может, не сразу и не вдруг, понял Св. Александра. Он прославил его еще задолго до канонизации, и трудно сказать, что больше привлекло к нему любовь народа, победы ли на Неве, или эта поездка на унижение. Отныне на Святого Александра ложится печать мученичества.

По приезде в Орду Александру Ярославичу велено было пройти меж двух костров, чтобы «очиститься», а затем поклониться идолам. Пустой обряд, ровным счетом ничего не значащий для человека, идолопоклонником не являющегося… Но святой Александр отказался. «Не подобает ми, христианину сущу, кланятися твари, кроме Бога; но поклонитеся Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу, иже сотвори небо и землю, и море, и вся, яже в них суть». Батый однако отнесся к этому спокойно. Войдя к хану, Александр поклонился ему четырехкратно по татарскому обычаю и сказал:

— Царь, тебе поклоняюсь, потому что Бог почтил тебя царством, а твари, ради человека сотворенной, не поклонюсь. Отпуская русского князя от себя, Батый произнес с удивлением:

— Истину мне сказали, что нет князя, подобного этому.

Во время своей последней поездки в Орду, князь сильно занемог. И 14 ноября 1263 года, Александр Невский принял схиму (подстригся в монахи), взяв себе имя Алексий, и окончил свой земной путь. Вся Русь оплакивала князя. Митрополит Кирилл с вязи с его кончиной сказал: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» . Солнцем, освещающим путь Руси прозвали великого Александра. Житие рассказывает о чуде, случившемся при самом погребении: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

И ныне благоверный князь Александр Ярославич хранит Богом врученный ему удел — отечество наше. Он прослыл героем и воистину был великим! «Не будет больше такого князя в Русской земле!»

Великого святого прославляют и православный народ и Церковь: «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения». На силе его духа стоит Русь, его подвиги вдохновляют народ, вселяют силу, надежду и веру!

Возврат к списку

Наш адрес Крылатское Крыласткие Холмы,12 Как нас найти
×
Запишись на пробную тренировку
Заполните эту форму и мы с радостью свяжемся с вами.
Записаться
×
Заказать звонок
Уважаемый Дмитрий, мы свяжемся с вами в ближайшее время!