Православный клуб единоборств
«Сила Духа»
Святого Александра Невского
прослушать гимн клуба
8 (499) 517 93 45 Мы позвоним Вам
1 слайд Батюшка Батюшка и дети Бьет по подушке
1 слайд Батюшка Батюшка и дети Бьет по подушке

Донской Дмитрий Иванович

Донской Дмитрий Иванович

Святой благоверный князь Дмитрий Иванович Донской — великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его Александры. Потомок Ярослава Мудрого и праправнук Александра Невского. Он родился в 1350 г. Со слов современников Дмитрий был ревностный, образцовый христианин и герой. Как защитника отечества прославляем мы Димитрия, воспевая его победы над татарами!

Детство святого благоверного Димитриу прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия бывшего другом и советником его отца Иоанна Иоанновича. После смерти отца митрополит заменил отца юному князю. Он получил религиозное воспитание и мировоззрение. С ранних пор Великий князь должен был учится преодолевать себя глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершено неведомой. Под тройною угрозой: татарского набега и разорения, быстро объединяющейся литовской державы Ольгерда и, наконец, внутреннего междоусобия — приходилось вести борьбу за самостоятельную государственность.

В 1361 году Дмитрий поехал в Орду, что в то время представляло достаточно серьезную опасность, однако молодой князь хотел своими глазами увидеть врага, более полувека угнетавшего Русь. Поездка Дмитрия совпала с переворотом в Орде, результатом которого был приход к власти хана Ахмурата. Поговорив с молодым, уверенным в себе и обаятельным князем, хан признал действия своих предшественников незаконными и дал ярлык Дмитрию Донскому.

Молодой князь с детства под присмотром митрополита Алексия постигал то божественное сочетание силы и милосердия. Практически ни одного важного решения не принимал без благословения церкви.

В 1366 году великий князь укрепил союз с Суздалем, женившись на суздальской княжне Евдокии Дмитриевне, благоверной женщине, построившей много храмов во славу Бога в Москве и Переславле-Залесском. Христианский брак составлял основу жизненного уклада великокняжеского дома. А пресвятой Сергий Радонежский был крестным у двух его сыновей. Можно представить себе, какая духовная сила была основой бытия Дмитрия! Автор «о житии..» Дмитрия Донского находит точные и глубокие слова для описания совместной жизни его и его супруги: « Еще мудрый сказал, что душа любящего в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое носят в двух телах единую душу., на будущую славу взирают возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы б было острым, так и они огнем Божественного Духа распаляются и слезами покаяния очищались».

В 1371 году великого князя ждало испытание: именно тогда в полной мере проявился решительный характер Дмитрия, его храбрость и напористость. В тот год тверской князь Михаил отправился в Орду просить для себя ярлык на великое княжение. Правивший в то время хан Мамай недолюбливал Дмитрия, ко всему прочему он давно не получал дань. Поэтому Мамай с легкостью отдал ярлык князю Михаилу. Узнав об этом, Дмитрий решил не повиноваться Орде и перекрыл путь Михаилу во Владимир. Также он ввел свои войска в Переславль, но при всем этом встретил ордынского посла с большой любезностью, проявив поистине христианскую доброту и уважение. Уваженный посол остался доволен посещением Дмитрия и, приехав в Орду, ходатайствовал за великого князя перед ханом. В этом же году Дмитрий Донской отправился в Орду лично; поездка оказалась успешной, и ликующий князь вернулся с ярлыком.

Великий князь Дмитрий Иоаннович был очень религиозным человеком, он истинно и свято верил в Бога, жил с молитвой и терпением, вероятно, сказывалось то, что все его детство и юность прошли под влиянием митрополита Алексия.

За время своего княжения он построил много монастырей и церквей. В 1378 году он заложил Успенский Стромынский монастырь, в который хотел собрать подвижников со всей Руси в преддверии решающей судьбу Русской Земли битвы с Ордой. А на самом Куликовом поле по распоряжению Дмитрия был построен монастырь Рождества Богородицы, потому что именно в этот праздник произошла победа. Под Москвой появился Николо-Угрешский монастырь. Также в Москве были возведены церковь Всех Святых на Кулишках, Голутвинский монастырь и Успенский собор Симонова Московского монастыря.

1378 год был для Руси решающим. Хан Мамай двинулся на Русские Земли с бесчисленным войском. Дмитрий же стал готовить отпор и собрал в окрестностях Москвы войска со всей Русской земли. Во второй день Успения князь со своей свитой отправился в монастырь преподобного Сергия Радонежского. После литургии состоялась беседа Дмитрия с преподобным — святой Сергий благословил князя идти на битву и обещал помощь от Бога. Сергий Радонежский предсказал победу русским войскам и добавил, что сам великий князь останется жив.

Вот что говорил Мамай перед вторжением на Русь: «Прииму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланятися своему Махметю; идеже церкви были, ту ропати (т.е. мечети) поставлю, а баскаки посажу по всем градом русским, а князи русьскыя избию».

Слышав же это, по рассказу летописца, князь Димитрий вздохнул из глубины сердца своего и рек: «О, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Моли Сына своего за мя грешнаго, да достоин буду главу и живот положити за Имя Сына Твоего и за Твое, иной помощницы не имам разве Тебе, Госпоже; да не порадуются враждующие ми без правды, не рекут поганые: где есть бог их, на него же уповаша?.. постави ми, Госпоже, столп крепости от лица вражия, возвеличи имя христианское над погаными агаряны и всегда посрами их».

Накануне выступления Дмитрия Донского против татар во Владимире произошло чудесное событие: были открыты святые мощи прадеда Дмитрия, Александра Невского. Случилось это после того, как пономарь церкви, спавший недалеко от гробницы святого князя, внезапно проснувшись, увидел, как загорелись сами собой свечи перед иконами. Появились два старца со светлыми лицами и направились к гробу. Прочитав молитвы, они призвали Александра Невского встать и отправиться на помощь своему правнуку. Тотчас святой князь поднялся из гроба и исчез, вместе с ним исчезли и старцы. Наутро раскопали гроб и обнаружили в нем нетленные мощи.

Вскоре, 20 августа, после молебнов войска великого князя выступили из кремлевских ворот. По пути в Коломну, когда войска проходили через лес, Дмитрий увидел на одном из деревьев образ Николы-угодника. Именно на этом месте после Куликовской битвы по приказу великого князя был заложен Николо-Угрешский монастырь.

Над Куликовым полем стоял непроглядный туман, а когда он рассеялся, стали видны два войска. Татарская рать, воины которой были одеты в черное, выглядела как единая черная масса, а шлемы русских сияли на солнце золотом. За несколько минут до битвы Дмитрий получил грамоту от преподобного Сергия, который благословлял воинов. Первым начал битву монах Александр Пересвет, он же стал и первой ее жертвой. Татарский богатырь вызывал на бой русского, и инок, простившись со всеми, храбро принял вызов. Монах отважно бросился на татарина, воины столкнулись и погибли оба.

Началась битва. Святой князь снял с себя богатые доспехи и одежды, переодевшись в одеяния простого воина. Он воевал наравне со всеми, носясь на своем коне от одного войска к другому, и отдавал приказы.

В этой бойне погибали тысячами, пропитанная кровью земля словно прогибалась под непосильной ношей — мертвыми телами, по которым скакали всадники. По свидетельствам очевидцев, христианам помогали ангелы, а во главе небесного войска стоял сам архистратиг Михаил. Наравне с русскими воинами воевали святые мученики, а впереди всех шли Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Борис и Глеб.

Сначала победу одерживали татары, но исход боя решило выступление засадного полка, под командованием Всеволода Боброка. Конница налетела на татарское войско, и Мамай бежал с поля боя.

После битвы Куликово поле было все усеяно мертвыми телами, а воздух наполнился сладковатым запахом крови. Князя Дмитрия сначала искали среди мертвых, но нашли только лишь на третий день, в рощице неподалеку от поля — раненого, но живого. Всех убитых похоронили там, где они приняли свою смерть, — на Куликовом поле. Здесь возвели кладбищенскую церковь, посвященную Рождеству Богородицы. Именно за эту победу князь Дмитрий Иоаннович получил в народе прозвище — Донской.

После победы в Куликовской битве Дмитрий Донской отправился в Москву к Сергию Радонежскому. В Троицком монастыре по погибшим воинам отслужили панихиду, тогда же был установлен день ежегодного поминания, названный Дмитриевской родительской субботой.

В том же 1380 году глубокой осенью Дмитрий Донской сильно заболел, вероятно, сказалось немыслимое напряжение во время боя, да и ранения не прошли бесследно.

Как ни странно, но вместе с князем «заболела» и вся Русская Земля, как будто Русь не могла смириться с потерями на Куликовом поле своих сыновей.

Воспользовавшись тем, что Русская Земля исчерпала все силы, а новые еще не накопила, в 1382 году хан Тохтамыш двинулся на Москву, разоряя на своем пути русские земли. Хан захватил Серпухов, сжег его дотла и приблизился к Москве. Дмитрий Донской не смог собрать значительное войско из-за боярских разногласий. Направившись за воинами в Переславль и Кострому, он оставил Москву, думая, что татары не будут нападать в ближайшее время.

Но во время отъезда Дмитрия началось выступление татар на Москву, осада города длилась три дня. На четвертый день город сдал свои позиции, и татары ворвались в Москву. Они учинили страшный погром: убивали мирных жителей, жгли и грабили церкви. А в завершение своих зверств сожгли Москву до основания. Участи Москвы подверглись Звенигород и Можайск. Лишь Волоколамск оказал врагам достойное сопротивление, обратив их в бегство решительным отпором.

Вернувшись в Москву, Дмитрий Донской увидел только пепелище. Говорят, что великий князь рыдал, стоя на коленях, на развалинах своего города. Убитых князь хоронил с почестями, на собственные деньги.

В этом же году тверской князь Михаил вновь отправился к хану просить ярлык на княжение, и Дмитрий в 1383 году отослал в Орду своего одиннадцатилетнего сына Василия для отстаивания прав на ярлык.

Ярлык достался Москве ценой непомерной дани, но Василий остался в Орде в качестве заложника. В 1389 году Дмитрий Донской почувствовал приближение смерти и послал за преподобным Сергием Радонежским. 19 мая 1389 года Дмитрий умер; князь был похоронен в Архангельском соборе рядом с гробницами его отца, деда и прадеда.

Возврат к списку

Наш адрес Крылатское Крыласткие Холмы,12 Как нас найти
×
Запишись на пробную тренировку
Заполните эту форму и мы с радостью свяжемся с вами.
Записаться
×
Заказать звонок
Уважаемый Дмитрий, мы свяжемся с вами в ближайшее время!